Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать, в первую очередь, задачи стратегического управления школой.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» принципом государственной политики в области образования определен «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями» (ст. 3). Права на участие в управлении учащихся, родителей, педагогических работников закреплены соответственно в статьях 34, 44, 47. Статьей 89 «государственно-общественный характер» определен как принцип управления системой образования в целом. В соответствии со cт. 26 Закона «управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности».
Что же Управляющий совет может улучшить в работе школы?
Во-первых, Управляющий совет может помочь работникам школы услышать мнение родителей школьников о том, как школа должна учить, воспитывать, развивать детей.
Во-вторых, Управляющий совет может улучшить условия пребывания детей в школе, создать в ней более разумный и человечный уклад жизни. Стремясь дать детям максимум современных знаний и умений, школа не должна забывать и об этой стороне своей работы. Именно поэтому качество и комфортность школьной среды: безопасность детей, школьного питания, оздоровительные занятия, разумное сочетание учения и отдыха – все это забота членов школьного Управляющего совета. Не менее важный вопрос – защита прав участников образовательного процесса (и детей, и взрослых).
В-третьих, Управляющий совет может влиять на улучшение обучения детей, ведь он имеет право согласовывать образовательную программу школы, а также школьный компонент, профили обучения и т.п. В этих документах определяется, чему в этом учебном году будут учить детей в каждом классе данной школы, сколько уроков отводится на каждый предмет, какие предметы дети могут изучать по своему выбору, какие дополнительные образовательные услуги и на каких условиях можно получить и т.д.
В-четвертых, Управляющий совет дает согласие на введение в действие программы развития школы – документа, в котором ясно и четко описывается (либо – проектируется) будущее этой школы, ее завтрашний день и его отличия от дня сегодняшнего. А это значит, что он может через программу развития улучшить практически все стороны школьной жизни. Уже сегодня в активе школьных Управляющих советов немалое число свершений: где-то Совет помог установить на проезжей части у школы «лежачий полицейский» или добился переноса автобусной остановки, где-то осуществил проект радиофикации школы, где-то навел порядок в охране школьного здания. Эти «малые дела» – реальное доказательство возможностей Управляющего совета влиять на улучшение положения дел в школе.
В-пятых, Совет может улучшить положение дел в финансовом обеспечении, поиске и привлечении внебюджетных средств, а также оказать помощь в наиболее рациональном расходовании бюджетных средств.